воскресенье, 2 апреля 2017 г.

"Призрак в доспехах"

   Недавно на киноэкраны вышел «Призрак в доспехах», основанный на одноимённом полнометражном анимационном фильме 1995 года. В отличие от оригинала, к сожалению, на мой взгляд, новый фильм представляет собой очередное супергеройское кино. Тем не менее, это удачный повод вспомнить и рассмотреть внимательнее гораздо более интересный и глубокий первоисточник.
   Во-первых, стоит отметить кропотливую работу художников-аниматоров, создавших визуальный шедевр. Композиция, баланс света и тени, цветовая гамма – всё это выполнено на том уровне изобразительного искусства, которое производит впечатление. Будь первоисточник чуть более популярен в США, изобразительные находки режиссера, как, например, сцена, когда главная героиня просыпается на фоне огромного окна полного солнечным светом, преследовали бы нас так же как, например, известная сцена из «Красоты по-американски» - от шоу «Холостяк» до детского мультфильма «Мадагаскар». И всё-таки визуальное совершенство не единственное, чем богат «Призрак в доспехах», и ещё более интересна его смысловая начинка.
Сюжет картины прост: главная героиня-робот, майор Мотоко Кусанаги, выслеживает хакера-террориста и в итоге становится жертвой «стокгольмского синдрома». Как и в 1995, в год теракта в Токийском метро, тема терроризма остается острой и неоднократно раскрывается режиссерами («Скала», «Бэтмэны», «Крепкий орешек», «Железный человек»), как, впрочем, и тема киберпреступлений («Матрица»).
   Что же скрыто внутри расхожего сюжета, и в чем ключ к пониманию подтекста? Подсказку даёт само название фильма. Это тот самый случай, когда точно перевести с оригинала “Ghost in the shell” вряд ли возможно. Перевод «душа в оболочке», который предлагают переводчики современной версии слишком вольный, зато ближе по смыслу. В любом случае, становится понятен художественный прием, применяемый авторами. Майор Кусанаги - типичный пример Франкенштейна, правда, куда более привлекательный, который не понимает, кто или что он такое и зачем его создали. Весь представленный на экране мир – это современный мир Железных дровосеков, у которых человеческие органы постепенно заменяются механическими, и как апогей – майор, у которого всё тело механическое. С этой точки зрения, её поиски антагониста – это путешествие по дороге из желтого кирпича в поисках человеческого сердца.
   Речь о разделении тела и духа. Суть проблемы не изменяется, идет ли речь о созданном механическом теле или об обычном человеке: по большому счету, это переработка той же проблемы осознания своей «экзистенции», что и, например, у Альбера Камю в «Постороннем» и «Чуме». Сложность идей экзистенциалистов об иллюзорности всего происходящего кроме смерти показан во внутреннем конфликте главной героини, например, в сцене, где Мотоко занимается дайвингом. Для стального робота это смертельно опасно, и её напарнику непонятно, что она в этом находит. Там, на глубине, она, неуязвимый в обычной жизни суперсолдат, ощущает близость смерти, собственную «экзистенцию», ощущает себя человеком. Для усиления эффекта авторы «Призрака в доспехах» рифмуют сцену дайвинга со сценой создания Кусанаги – по сути, и то, и другое для неё это обретение себя, только во втором случае это обретение «оболочки», «доспехов», а в первом – «души», внутреннего «призрака».
   Помимо главной героини в анимационном фильме присутствует и антагонист – Кукловод, неуловимый и вездесущий из-за отсутствия физической «оболочки». Из-за повсеместного распространения киберулучшений он может взламывать людей, превращая их в кукол – в «доспехи» без внутреннего «призрака». И весь ужас, который он наводит, заключается в том, что Кукловод стирает воспоминания людей, заменяя их выдуманными. Он «экзистенциальный убийца», он убивает их «призрака» - всё, что они знали о себе, их самовосприятие.
   Стоит добавить о любовных линиях «Призрака в доспехах». Первая романтическая линия: «Майор – Тогуса». Тогуса, практически вырезанный из современной версии, единственный в отделе, в котором служит майор, не имеет киберулучшений. Для окружающих это выглядит странным и непонятным, но именно это и нравится в нем майору – она так же бы хотела отказаться от своего «доспеха», чтобы лучше понять внутреннего «призрака», собственную «экзистенцию». Но для Тогусы неразговорчивый и неэмоциональный - опасная машина для убийства, «универсальный солдат».
   «Майор – Бато». Бато – противоположность Тогусы, широкоплечий коммандо, начиненный улучшениями как терминатор. Для него майор, несмотря на все её физические возможности, в первую очередь хрупкая девушка. Сам Бато не отказался бы от полностью улучшенного тела, она же наоборот, хотела бы оказаться обычным «неулучшенным» человеком.
   «Майор – Кукловод». Кукловод проповедует отказ от физической оболочки, «доспеха», и этим одновременно пугает и привлекает Кусанаги. В финальной сцене он предлагает ей объединиться, духовно слиться, отказаться от своих идентичностей и стать единым целым, одним «призраком» без оболочки. И в отличие от современной интерпретации, майор Кусанаги соглашается, потому что остальные видят в ней только «доспех», красивый или смертоносный, и только Кукловод видит и принимает её такой, какая она есть.

   Итак, анимационный фильм поднимает важнейшие проблемы человеческого бытия и потрясает способами их раскрытия. Современная версия, мне кажется, не стоит глубокого анализа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий