среда, 29 июля 2015 г.

"Преступление и наказание" Ф.М.Достоевский

   Замысел великого романа "Преступление и наказание" складывался у Достоевского во время его пребывания на каторге. Сам писатель называет произведение психологическим отчетом преступника. Большое внимание в романе уделяется идеи обновления и перерождения падшего человека.
   Композиционно роман делится на 6 частей и эпилог. В первой части совершается преступление, но читатель еще не знает истинных причин, побудивших Родиона Раскольникова к убийству. Наказанию отводятся следующих пять частей. В них подробно описано воздействие преступления на душу преступника. Героя терзают страшные муки, он испытывает отвращение ко всему, ненависть к себе, мистический ужас и приступы злобы - всё это этапы пробуждения его сознания. Раскольников вынужден донести на себя, но пока не раскаяние руководит им, а малодушие. В эпилоге долгожданная победа добра над злом в душе героя и его моральное воскресение. 
   Центральный персонаж романа Родион Раскольников - трагическая фигура идейного убийцы. В нём идёт борьба двух характеров. Разумихин, друг Родиона, характеризует его так: "Угрюм, мрачен, надменен и горд. Великодушен и добр". Разумихин подчеркивает в Родионе его двойственность. В нём раскол, и, мы видим, фамилия героя неслучайна. Такое раздвоение не даёт Раскольникову покоя, он сам себе загадка и пытается её разгадать. Сон Раскольникова демонстрирует его неприятие к жестокости, а сострадание к Мармеладовым, которое проявляется, когда Родион отдает им свои последние деньги, указывает на доброе начало в нём, благодаря которому впоследствии героя всё-таки ждёт возрождение. К трагедии ведёт гордость Раскольникова. 
   Герой совершает преступление. Он обманывает себя в том, что идёт на убийство ради счастья матери и чести сестры. Раскольников буквально в плену  у своей теории "о двух разрядах людей" и решает испытать себя: "Вошь ли я, как все, или человек?" Он не понимает, что, наоборот, преступление надолго разъединит его со всем человечеством. Раскольников успокаивает себя тем, что маленькое зло во имя большого добра простительно, его сбивает с толку то, что старуха больна и никчёмна и смерть её будет на пользу многим. Он не учитывает одного: она тоже человек, и насилие над ней такое же преступление. Более того Раскольников оказывается перед выбором: смириться или изменить свою жизнь? Религия проповедует смирение, но такая жертва, по мнению героя, неминуемо ведёт к гибели. Так, "по шаткости понятий своих", Раскольников решается на убийство. 
   Героя ждёт глубокое разочарование: "Разве я старушонку убил? Я себя убил". Теперь спасение души Раскольникова - вера и любовь, которые приходят к нему благодаря Соне. Родион считает её жертву бесполезной, но она - воплощение идеи страдания. Её образ противопоставлен образу Раскольникова: он убивает за идею, а она медленно и мучительно за неё умирает, он считает, что имеет право на убийство, а она про себя говорит: "И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить?" Вместе с ней Родион читает евангельский сюжет о воскресении Лазаря. Тут можно провести параллель: 4 дня до воскресения Лазарь лежал в гробу, а Раскольников 4 дня после убийства лежал в болезни и исступлении, через 4 дня нравственной смерти он пришёл к Соне и сел за Библию - так началось его воскресение. 
   Духовное перерождение Раскольникова продолжается уже в эпилоге. Любовь Сони и религия оживляют его, казалось, навсегда умершую душу: "Он воскрес, а она - она ведь и жила только одною его жизнью!"
   После прочтения книги я посмотрела экранизацию романа 1969 года режиссера Л.Кулиджанова. Чёрно-белый фильм с потрясающим актерским составом точно передаёт трагизм произведения. Более того, он помогает представить Петербург грязной Сенной и быт героев, что немаловажно для понимания поведения героев и произведения в целом. Фильм поставлен близко к тексту, но не рекомендую смотреть его перед прочтением книги и, конечно, вместо него. Важное отличие фильма от романа - отсутствие эпилога, что очень озадачило меня, ведь одна из главных идей (а, может, и самая главная) получает раскрытие именно в нём. Дальнейшие судьбы героев, а, главное, раскаяние Раскольникова и последующее за ним исцеление его души остались за кадром по непонятным мне причинам.
   

Комментариев нет:

Отправить комментарий