воскресенье, 19 июня 2016 г.

Ги Де Мопассан "Жизнь"

   Одна из ключевых цитат книги — «Вот видите, какова она - жизнь: не так хороша, да и не так уж плоха, как думается». То же я могу сказать о романе Ги Де Мопассана. Л.Н.Толстой высоко оценил его: ««Une vie» - превосходный роман, не только несравненно лучший роман Мопассана, но едва ли не лучший французский роман после «Miserables» Гюго». Однако есть и те, кто обвиняет французского писателя в излишней сентиментальности, затянутом описании интерьеров и ландшафтов, сюжет им кажется слишком тривиальным, интриги - пошлыми. Противники называют роман «женским чтивом». Я не разделяю мнение ни одной, ни другой стороны, находясь где-то посередине, а уж если и называю роман «женским», то только лишь с той точки зрения, что он обязателен к прочтению каждой женщине, и лучше в юном возрасте, ведь книга - своеобразное руководство, как не нужно строить свою жизнь.
   Многие девушки повторяют судьбу Жанны. В силу неопытности они совершают роковую ошибку, выбрав не того мужа. В молодости они предаются сладостным грёзам о любви, поспешив, выходят замуж, не слушая предостережения старших, ведь они уверены, что это тот самый юноша из их мечтаний, потом, продолжая жить в удобном для них мире иллюзий, не замечают супружеской измены своего спутника жизни, а, узнав о ней, прощают и верят в искреннее раскаяние своего благоверного. Надеясь на то, что младенец спасёт их брак, они рожают, а потом остаются со своим чадом одни. Ребёнок становится единственным утешение в их жизни, и они растят его в такой любви и ласке, что он вырастает избалованным, неблагодарным существом. Это то, что произошло с Жанной и еще с миллионами женщин. Сюжет действительно не нов, он находит свой отклик и в «Евгении Гранде» Оноре де Бальзака, тем более, что оба романа написаны во Франции, в 19 веке. 
   Жизнь Жанны трагична, она всё время скорбит о своих развенчанных идеалах, разбитых иллюзиях, об ушедших родных. На её примере автор показывает, как страшно остаться с одними воспоминаниями наедине в старости: «Больше всего она жила в прошлом, отдаленном прошлом; её преследовали воспоминания о ранней поре её жизни и о свадебном путешествии по Корсике». Она была склонна идеализировать давно пережитое, она боялась будущего, а поэтому всё время хотела вернуться в прошлое. Финал её жизни печален: «Вскоре всякое движение стало ей несносно, она как можно дольше оставалась в постели». Жанна глубоко подавлена: «Привыкнув к тому, что все мечты её гибнут, все надежды рушатся, она колебалась целые дни, прежде чем решиться на самый ничтожный поступок, так как была убеждена, что обязательно изберёт неправильный путь и дело обернётся плохо». Итог своей жизни она подводит так: «О, у меня не было счастья! Всё оборачивалось против меня. Злой рок тяготел надо мною».
   Во время прочтения книги удивляешься наивности Жанны, она словно не видит, что происходит вокруг, кажется глупой, а потом начинаешь понимать, что, закрыв книгу, сама повторяешь её же ошибки. Роман не избавит читателей от неверных, опрометчивых решений, но явится предостережением. 
   В «Жизни» множество философских размышлений, запоминающихся цитат. Вот одна из них: «Два человека не могут проникнуть в душу, в затаённые мысли друг друга, они идут рядом, иногда тесно обнявшись, но остаются чужими друг другу, и духовное наше существо скитается одиноким всю жизнь». Эта цитата — квинтэссенция одного из преподнесенных книгой уроков, который не должен быть упущен читателем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий